ТОПОР

Топор из рога оленя. Энеолит.

Топор-скипетр орнаментированный.

Составые части топора

ТОПОР, ударно-рубящее оружие, состоящее из металлической (каменной, костяной и пр.) ударной части - бойка, называемого чаще всего клинком (что не совсем правильно) и деревянной рукоятки - топорища. Имея относительно большую массу клинка и небольшую площадь поражения, топор благодаря этому имеет очень большую пробивную способность. К преимуществу топор относится и способность к универсальности: они подходят и для боя с противником, вооруженным легко, и с противником, имеющим защитное вооружение. Универсальность состоит и в том, что, изменяя форму и размер клинка, длину топорища, можно создавать различные варианты топора, как специализированных, так и являющихся многофункциональными. К недостаткам же топора можно отнести меньшую точность поражения, так как поражающий элемент - лезвие довольно далеко отстоит от ладони и не поддается тонкому мышечному контролю. Впрочем, точность эта достигается соответствующей тренировкой бойца. Многие основные типы топора из металла изготавливались на Востоке, в частности, в Месопотамии, уже в 4 тысячелетии до н. э. У этих топоров имеется развитый обух, который помимо прочего использовался и в качестве поражающего элемента ударного действия. Обух бронзовых топоров выполнял те же функции, что и каменных он придавал дополнительную прочность относительно хрупкому каменному топору, в котором высверливалось широкое отверстие. В 3 тысячелетии до н. э. в Месопотамии вырабатываются четыре основных типа боевых топоров, представленные разнообразными вариантами. Первый и второй характеризуются узким горизонтальным прямоугольным клинком, типы третий и четвертый - клинком с округлой боевой частью.

Овладение железной рудой обострило наметившиеся еще в бронзовом веке тенденции и привело к созданию многочисленных вариантов боевых топоров. В первую очередь, тяжелых топоров с широким лезвием. Совершенствование обработки металлов привело к тому, что клинок на топорище стал насаживаться (а не привязываться), то есть древко проходило в специальное, сложной формы, отверстие, расположенное вдоль обуха (всад, проушина) и расклинивалось. Появилась также бородка, увеличивающая площадь опоры клинка в вертикальной плоскости и приливы (крылья щек), выполняющие аналогичную функцию в горизонтальной. Расклинивание часто делалось с помощью специального набалдашника, который вворачивался в древко с противоположной от ручки стороны и заостренным концом торчал наружу, выполняя роль дополнительного поражающего элемента. Ручка топорища цилиндрической формы несколько расширялась книзу, что естественным образом предотвращало движение топора вдоль древка. Широкий дугообразный клинок имел две основные формы, между которыми располагался целый ряд промежуточных. Такие топоры были эффективны против закованного в латы врага, за счет своей массы они сминали металлические доспехи, а резкое сужение (заточка) лезвия позволяло концентрировать усилие вдоль узкой полосы и повышало эффективность. С обратной стороны от лезвия (тыльной стороны) на обухе боевые топоры имели острый, иногда закругляющийся книзу наподобие зуба крюк, пробивавший доспехи насквозь и часто изготовлявшийся из твердых сплавов. Таким образом, в боевых топорах обух являлся также ударной частью, сминавшей за счет своей массы доспехи и пробивавшей их крюком.

Особенно полезно такое использование обуха было для широкого клинка - более тонкого с постепенным сужением к острию и очень острой заточкой. Такое оружие уже просто нуждалось в дополнительных элементах для борьбы с доспехами, предназначалось же для нанесения широких ран, наподобие рубленных мечом, но более глубоких из-за большой массы топора и размещения этой массы концентрировано в точке, наиболее удаленной от начала рукоятки. Такое расположение массы резко повышало мощность удара и переводило топор в число основных соперников меча. Ввиду большой силы удара, древко в области захвата рукой покрывалось насечками или обматывалось материалом, впитывавшим влагу с потных рук и предотвращавшим соскальзывание руки с ручки. Часто в конце ручки укреплялся круглый набалдашник, служивший той же цели - воспрепятствовать соскальзыванию руки с топорища. Кроме того, набалдашник выполнял защитную функцию, предохраняя рукоятку от разломов и трещин. Наиболее распространенными при производстве рукояток были твердые породы дерева - клен, гикори, ясень, ореховое дерево. Особой разновидностью: широколезвийных топоров были топоры с удлиненной рукоятью, предназначенные для работы двумя руками. Особенностью рукояти таких топоров являлось отсутствие насечки, а также укрепленный вместо набалдашника шип или наконечник. Шип (острие) на обратной стороне ручки предназначался для нанесения колющих ударов и позволял работать обоими концами топора при хвате одной рукой вблизи лезвия, а второй - в конце рукояти. Топор превратился в сочетание топора с коротким копьем. Разнообразные наконечники (шипы), как правило, являлись дополнением основного лезвия топора. Если сам топор имел массивный обух с крюком для борьбы с доспехами, то наконечник имел более широкое и "слабое" лезвие в виде листа и предназначался для нанесения широких ран в незащищенные доспехами места. Если же лезвие топора было более облегченным, то наконечник имел простую форму удлиненного веретена и обладал высокой прочностью. Часто вблизи наконечника находилось утолщение или даже специальная "розетка", предотвращавшая слишком глубокое проникновение в тело противника и застревание в нем. Сам обух топора с удлиненной рукоятью претерпел значительные изменения и часто вместо обуха с крюком появляется второй уменьшенный клинок, по форме все еще повторяющий крюк. В то же время, клинок, в целом, становится легче, но уменьшение веса компенсируется тем, что удар наносится двумя руками. За счет появления второго клинка и облегчения веса топора, он становится более сбалансированным и универсальным оружием, что сказывается на технике его применения, становящейся более гибкой и разнообразной.

Топор часто применялись как парадное оружие, и на клинке, а также на обухе и рукояти наносились орнаментальные узоры и тотемные изображения хищных животных (тигры, драконы, орлы), олицетворяющих собой силу и свирепость. Считалось, что эти животные охраняют носящего их изображение воина и передают ему свою силу. Кроме того, блеск клинков, оскаленные морды чудовищ и гортанные выкрики воинов - все это было направлено на устрашение противников. Дальнейшая трансформация клинка привела к появлению легкого универсального топора с длинной рукоятью, использовавшегося воинами-кавалеристами. Лезвие своей широкой дугообразной частью оказалось как бы перевернутым в сторону рукояти, а обухом, трансформировавшимся во второе небольшое лезвие - от нее (китайский цоцзыфу). В части клинка, входящей в древко, делались специальные отверстия для крепления рукояти. Сам клинок оказывался строго симметричным по отношению к топорищу, легким, плавно сужающимся к краям и имеющим очень острую заточку. Выпирающий наподобие крюка край сводил всю силу удара к одной точке, значительно повышая его эффективность. Легкость, значительная длина ручки, форма клинка, имеющая три режущий грани, все это делало такой вид топора исключительно удобным для пользования кавалеристами. Длинная рукоять позволяла доставать противников, не слишком выгибаясь в седле. Форма клинка позволяла работать как при взмахе рукой снизу, так и при ударе сверху, не вращая топор. Кроме того, симметричное расположение клинка делало топор более сбалансированным, легче управляемым, а падение мощности удара из-за падения веса топора компенсировалось тем, что удар наносился на скаку, по широкой амплитуде, так что в конце движения оружие приобретало большую скорость. С обратной стороны рукояти вделывалось кольцо, позволявшее подвешивать топор к седлу, а на лезвие одевались деревянные, отделанные кожей ножны.

Основное количество топоров в древности изготавливалось вручную, этот способ доминировал до середины 19 в., когда в практику широко вошла отливка. Простой топор обычно состоял из двух частей. Полосу железа нагревали и сгибали вокруг съемной металлической формы, делая, таким образом, отверстие (проушину) для рукоятки. Концы полосы сваривались вместе, формируя клинок. Для режущего края клинка приваривалась тонкая полоса более ценного и прочного металла. Далее поверхность подвергалась обработке для сглаживания неровностей. Большинство видов топоров делались по данному образцу, но в дальнейшем к обуху приваривали дополнительную полсу металла, чтобы изготовить необходимый прямоугольник, трубку, острие в зависимости от предполагаемого использования обуха. При менее распространенных способах производства топора использовалось:
1) высверливание проушины в цельной металлической заготовке;
2) изготовление клинка из двух металлических полос с добавлением сверху стальной вставки между ними и стальной полосы на режущем крае и др.

Благодаря своей универсальности топор широко использовался во всех странах и во всех родах войск. А с появлением огнестрельного оружия еще долгое время продолжались попытки соединить их (крикет) вместе.


При подготовке материала были рассмотрены источники:
1. Энциклопедия Кирилла и Мефодия (издание 2CD);
2. Сайт златоустовской оружейной фабрики, точный адрес не помню, но как найду выставлю (картинки оттуда же).
3. Фото топора-скипетра и топора из рога оленя с сайта Музея истории оружия http://www.museummilitary.com


Назад

Hosted by uCoz